117 лет со дня рождения Марты Грэм

марта грэм
Марта Грэм — это известная танцовщица из Америки, которая придумала танец модерн, который появился как развитие свободного танца.
Родители Марты были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве маленькая Марта должна была её посещать беспрекословно. В своих мемуарах Марта рассказывала, что это был сущий кошмар… Мрачная темная церковь, сухие и лишенные эмоций службы. Может быть именно поэтому танец, который придумала Марта, стал полным антиподом скучной церковной службы, он был праздником, «чудом» двигающегося тела.
Семья Марты считала танец грехом, но все-таки ей как-то раз удалось попасть на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. А еще родители Грэм не припятствовали поступлению Марты в колледж Вассар, где было не только качественное образование, но и присутствовали развитые спортивные традиции, а так же существовало суфражистское движение — движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами.
Но один раз увидев танец Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном,в Испании.
В то время, когда Марта училась танцевать, танец был составной частью водевилей и костюмированных представлений. Сплошное развлечение. Разве что балет был чем-то особенным. В американских школах танца готовили танцовщиц для кабаре. Однако, Марта вовсе не хотела быть игрушкой на публике, она хотела стать артисткой. Она была единственной ученицей, освобожденной от строгого надзора преподавателей, потому что «Грэм — это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.
В её эпоху существовали достаточно жёсткие и неразрушимые стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного.
Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип: женщина — это слабое существо.

Запись опубликована в рубрике Интересности. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.